Новости
Воспоминания горняка: добыча за годы серьезно развилась
В июне этого года исполнится 100 лет с начала добычи горючего сланца. По этому поводу мы пообщались в шахте «Эстония», являющейся крупнейшей сланцевой шахтой, с опытным горняком Александром Робоненом, который вспоминает изменения в добыче, происходившие за его 45-летнюю трудовую жизнь.
Рабочий день Александра, проработавшего более 30 лет в шахте под землей, сейчас проходит на земле – последние десять лет Александр занимает в шахте «Эстония» должность слесаря-ремонтника. «Работа, как работа: я уже на пенсии и могу заниматься своими делами в монтажной мастерской. Но прежняя работа горняка под землей по сравнению с нынешней была все-таки очень престижной. Наверное, именно поэтому многие приходили сюда на работу», - объясняет Александр и добавляет, что как его отец, так и оба брата тоже в свое время работали в шахте.
После окончания горного факультета Таллиннского политехнического института (нынешнего ТТУ) и службы в армии, Александр был направлен в 1971 году в шахту «Сомпа», где ранее работал и его отец. Но после этого шахту закрыли, а горняков перевели на шахту «Эстония», подземная площадь которой сравнима на сегодняшний день с площадью Таллинна. «Это и есть моя «домашняя» шахта: раньше я жил с родителями рядом с зоной добычи, а теперь и моя семья живет здесь же», – рассказывает Александр. «Сначала я устроился слесарем, но потом на меня обратил внимание директор шахты Вяйно Вийлуп, который позвал меня за мое крепкое телосложение работать на проходку, я и пошел», – вспоминает он годы в проходческой команде, или команде подготовительных работ, которая помогала бурить доступы в шахты для поступления воздуха, передвижения людей и грузовых приспособлений, а так же для установки необходимых коммуникаций. В отличие от прежних предпочтений семьи, две дочери Александра и его внук выбрали другие профессии – они работают в сферах бизнеса и образования: по словам мужчины это тоже здорово, потому что каждый должен сам найти свой путь в жизни.
Разные, как земля и небо
Проработавший в проходческой сфере 30 лет Александр подтверждает, что за годы в шахте и в промышленности произошло множество изменений. По мнению Александра, современную добычу даже тяжело сравнивать с прежней, потому что данная область проделала очень масштабное развитие. «Во-первых, сама работа во многих смыслах стала легче. Если сравнивать бурение тогда и сейчас, то это земля и небо. Раньше мы все делали вручную, прилагали всю свою физическую силу, а нашими основными орудиями труда были бур и лопата. Теперь у нас много хороших машин, да и сама технология за годы сильно изменилась», – рассказывает Александр. «Я уже долгое время не спускался под землю и мне кажется, что если бы должен был там что-то сделать, то я бы просто стоял и удивлялся, насколько все изменилось».
/-/doc/8457332/news/aleksandr_robonen.jpg
Рабочий день Александра, проработавшего более 30 лет в шахте под землей, сейчас проходит на земле – последние десять лет Александр занимает в шахте «Эстония» должность слесаря-ремонтника.
Александр отмечает, что и в плане безопасности труда нормы и требования по сравнению с прежними стали значительно строже. «Раньше, конечно, тоже следили за безопасностью поведения на производстве, но сегодня этим занимаются гораздо больше, что дает хорошие результаты. Это чувствуется хотя бы по тому, что через наших руководителей нам поступает гораздо больше информации, касающейся безопасности на производстве». В контексте безопасности Александр упоминает и рабочую одежду, которая за годы сильно изменилась. «Вдобавок к защитным функциям, единая форма рабочей одежды показывает заботу предприятия. Да и самому приятно: если раньше в шахту ходили в ненадежной рабочей одежде, а иногда даже в джинсах или шубах, то теперь у нас красивая и качественная одежда из прочной ткани, на которую просто приятно смотреть», – радуется Александр.
Еще одним существенным изменением стала развозка работников по рабочим местам и созданное в 2005 году подземное движение автотранспорта. «Раньше мы спускались под землю на предназначенном для работников поезде и возили сланец в вагонетках, а теперь для перевозки горняков используются удобные автобусы Mercedes, а сланец транспортируется из-под земли эффективным конвейером», – рассказывает Александр о переменах.
В жизни должно быть место и для радости
Хоть по словам Александра работа в сланцевой промышленности была в годы его молодости очень престижной, жизнь горняка не была для него всегда только серьезной. «Работа в шахте была интересной уже потому, что там собрались отличные люди: вся бригада состояла из интересных персонажей. Положительным было и то, что в материальном плане мы могли жить нормально: когда я пришел на работу, я получал 400 рублей вместо средних 120, и это была высокая зарплата», - вспоминает Александр. «Поскольку наш основной круг друзей был связан работой в шахте, мы все участвовали в молодежных мероприятиях и ходили на танцы. Да и сейчас проводят много мероприятий, но поскольку лет мне все больше, а энергии все меньше, то сам я в них уже особо не участвую», - смеется Александр.
В честь сотой годовщины добычи сланца в Эстонии Александр хочет сказать своим коллегам, что со всем в жизни можно справиться, если ко всему относиться позитивно. «И если вокруг много позитивных людей, то никогда и не будет тяжело», – уверен он. Эта истина действует по его словам не только в шахте, но и в других сферах жизни.
В июне этого года исполнится 100 лет с того момента, когда в Эстонии началась добыча горючего сланца и изучение его энергетического потенциала. Ознакомьтесь с нашими планами празднования юбилейного года сланца и мероприятиями, в которых Вы можете принять участие с семьей или друзьями.
/-/doc/8457332/news/polevkivi_100_rus.jpg